12.2.14

Ответ на письмо президента Чехии Милоша Земана о предстоящем визите президента Узбекистана Ислама Каримова

Уважаемый Президент Земан,

спасибо за быстрый ответ на наше письмо, выражающее глубокую озабоченность в связи с Вашим приглашением Президенту Узбекистана Исламу Каримову прибыть в этом месяце с официальным визитом.


Вы высказали три положения, которые мы рассматриваем здесь:

во-первых, Вацлав Клаус посетил Ташкент в 2004 году, то есть до андижанских событий мая 2005 года, после чего отношения международного сообщества - в частности Европейского союза - с узбекской правящим режимом резко изменились. Как вы знаете, Чехия наряду другими государствами-членами ЕС ввела санкции против правительства Узбекистана за его упорный отказ разрешить международное независимое расследование убийства сотен в основном мирных демонстрантов в Андижане и последующих репрессий, в ходе которых власти заключили под стражу многочисленных правозащитников и журналистов за попытку документировать эту резню и поднять вопросы о ней. Более того, как мы отмечаем в первом письме, хотя дипломатическая вежливость важна, но мы считаем, что следует отложить приглашение, пока мы не получим определенные доказательства того, что президент Каримов произвел конкретные улучшения в соответствии с правозащитными критериями ЕС, которые изложены в многочисленных официальных заявлениях.

Во-вторых, когда Президент Каримов посетил Брюссель в январе 2011 года, он был приглашен НАТО, а не ЕС. Кроме того, большинство высших должностных лиц - в том числе Президент Европейского Совета Херман Ван Ромпей, верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, бельгийский король и министр иностранных дел - воздержались от встречи с Президентом. Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу встретился с ним, но большинство организаций, которые подписали сегодня это письмо, громко протестовали против этого. Примечательно, что в публичном заявлении по итогам встречи г-н Баррозу дал понять, что "укрепление отношений с Узбекистаном, к которому Европейский союз был готов в принципе, строго зависит от узбекских реформ и прогресса, в частности в отношении прав человека, демократизации и верховенства права".

См., например, это открытое письмо того времени:
http://www.europeanvoice.com/article/2011/january/congratulations-mr-karimov/69949.aspx

Или протест RSF здесь:
http://en.rsf.org/uzbekistan-rights-and-freedoms-left-off-20-01-201139369.html

И многое другое. Кроме того, многие узбеки, в том числе правозащитники, которые ранее были заключены в тюрьму и подверглись пыткам в Узбекистане, прибыли в Брюссель в знак протеста лично к зданию Еврокомиссии. Некоторые фотографии этого протеста здесь: http://www.fidh.org/en/eastern-europe-central-asia/uzbekistan/Flash-protest-around-the-official,8967

и здесь:
http://nadejda-atayeva-en.blogspot.fr/2011/01/demonstration-in-brussels-in-support-of.html

В-третьих, хотя американские чиновники признали роль Узбекистана во время войны в Афганистане, правительство США давно критиковало Ташкент за его плачевную репутацию в области свободы вероисповедания: более десятилетия Ташкент произвольно задерживает и заключает в тюрьмы тысячи мирных верующих за исповедание своей религии вне пределов строгого государственного контроля под лозунгом борьбы с «терроризмом». (См. «Годовой отчет-2013 Комиссии США по международной религиозной свободе» (
USCIRF) от 30 апреля 2013 года, идентифицирующий наиболее злостных нарушителей в мире, http://www.uscirf.gov/news-room/press-releases/3986.html). Тем не менее, многие из организаций, подписавших письмо к вам, критиковали позицию Вашингтона по Узбекистану. Многие неоднократно призывали правительство США усилить политику в области прав человека, в том числе регулярно публично заявлять о непрекращающихся нарушениях прав и не оставлять без значимых политических последствий отказ Ташкента от улучшений.

Например, как всего несколько недель назад отметило «Human Rights Watch», "правительство США по-прежнему избегает серьезных политических мер в отношении Узбекистана за отказ улучшить ситуацию в области прав человека".

См.:
http://www.hrw.org/world-report/2014/country-chapters/uzbekistan?page=3

Или эта статья «Human Rights Watch» 2011 года в «
Foreign Policy»:
http://www.hrw.org/news/2011/11/16/kisses-karimov

Или, например, более раннее, 2003 год:
http://www.hrw.org/reports/2003/03/25/name-counter-terrorism-human-rights-abuses-worldwide

Или высказывание «
Freedom House» 2011 года: «США слишком низко склоняется» перед Узбекистаном:
http://www.freedomhouse.org/blog/courting-uzbekistan-united-states-stoops-too-low-0#.Uvj3B_ldVg0http://www.freedomhouse.org/blog/courting-uzbekistan-united-states-stoops-too-low-0%23.Uvj3B_ldVg0

Или это от
CPJhttp://cpj.org/blog/2012/01/what-us-cant-accept-in-belarus-it-supports-in-uzbe.php

Или эти многочисленные заявления Хлопковой кампании о необходимости обусловить торговлю выполнению обязательств в области прав человека:

http://www.cottoncampaign.org/2012/10/29/end-cotton-crimes-remove-trade-preferences-for-uzbek-cotton/

И также из Хлопковой кампании о необходимости для США и ЕС сделать права человека приоритетом своей дипломатии:
http://www.cottoncampaign.org/2013/12/04/open-letter-to-the-eu-special-representative-for-central-asia/
http://www.cottoncampaign.org/2013/03/15/uzbekistan-must-end-state-sponsored-slavery/

http://www.cottoncampaign.org/wp-content/uploads/2012/07/Letter_EUSpecRepCA_PatriciaFlor_25July2012.pdf
http://www.cottoncampaign.org/2012/05/30/cotton-campaign-seeks-eu-support-for-ilo-monitoring-in-uzbekistan/

Или это из
FIDH: http://www.fidh.org/en/americas/usa/As-Hunger-Strike-Enters-Third-Month-25-Prominent-Human-Rights-13142


Мы готовы более подробно остановиться на этих трех пунктах и на нашей работе по Узбекистану, если Вы захотите узнать о нашем многолетнем коллективном исследовании и анализе ситуации с правами человека в Узбекистане.

Подпись (по алфавиту)