3.7.13

Великобритания: письмо Мохиры Ортиковой Премьер-министру Дэвиду Камерону

Перевод текста письма с английского на русский осуществлен 
Ассоциацией "Права человека в Центральной Азии"


Достопочтенному Дэвиду Камерону, Премьер-министру Великобритании

Дэвид Кэмерон
75-й Премьер-министр Великобритании
Уважаемый г-н Премьер-министр,

мой муж Каюм Саидович Ортиков работал охранником в британском посольстве в Ташкенте до 25 декабря 2008 года, когда был посажен в тюрьму узбекскими властями. Когда прокуроры предъявили ему обвинение, и позднее суд приговорил его к шести годам лишения свободы в узбекской тюрьме по ложному обвинению в «торговле людьми», я подумала, что это недоразумение и что справедливость восторжествует. В конце концов, как может невиновный человек быть приговорен к шести годам тюрьмы? Как это вообще могло случиться?

Однако, к нашему огромному несчастью, ложный судебный приговор был лишь началом беззакония, унижений и бесчеловечного обращения, которые перенес мой муж. Через четыре месяца после того, как его посадили в тюрьму, я узнала, что власти пытали его, чтобы он «признался», что шпионил в интересах Великобритании, и чтобы получить у него какие-либо сведения для шантажа остальных сотрудников британского посольства и Великобритании в целом. Они также хотели, чтобы мой муж «признался», что Великобритания помогла организовать и спонсировала резню в Андижане в мае 2005 года.

В течение 9 месяцев его держали в подвале Ташкентской тюрьмы, не разрешали видеться с семьей и подвергали самым жестоким пыткам. Моего мужа привязывали за руки так, чтобы тело его свисало с потолка камеры. Его раздевали догола, затем били по всему телу, плоскими деревянными палками ему наносили удары по гениталиям, что вызывало страшные отеки и черные и синие кровоподтеки. Затем его перевели в камеру № 429, где тюремные охранники привязывали один конец веревки к его шее, а другой конец - к гениталиям и вновь подвешивали к потолку. Позже он рассказал мне, что его били по гениталиям резиновым ботинком. Он терял сознание, когда он терял сознание, они сбрасывали его на холодный земляной пол тюремной камеры, где он лежал без движения.

После того, как он приходил в себя, он видел «лохмачей» – сокамерников, которые по поручению властей пытали его. Они подходили к мужу, садились на него, прикладывали горящие сигареты к его обнаженному телу. Однажды тюремщик, старший лейтенант, приказал надеть на моего мужа наручники - на руки и на ноги, заткнул ему рот кляпом и приказал ему присесть на корточки. Он приказал двум лакеям (лизоблюдам) из камеры раздвинуть и держать ноги моего мужа. Затем он свернул газету, сложил ее в трубу и дал ее одному из сокамерников моего мужа, который поджег газету и приставил ее к гениталиям мужа. Мой муж потерял сознание от невыносимой боли, и его оставили лежать на холодном полу камеры на несколько дней.

Через несколько дней, как позже мой муж рассказывал мне из тюрьмы, куда его впоследствии перевели, его раны начали гноиться, и от них шел смрадный запах. Когда тюремным докторам разрешили осмотреть его, они сказали, что он получил ожоги гениталий и заднего прохода второй степени. Не в состоянии далее выносить агонию пыток, мой муж пытался перекусить себе вены зубами. Позднее, вновь будучи в состоянии крайнего отчаяния, он лезвием порезал себе голову и шею.

Через девять месяцев я наконец получила возможность увидеть своего мужа - после того, как его перевели в тюремную колонию 64/29 города Навои. Когда я наконец увидела его, я не узнала своего собственного мужа. Он превратился в скелет, обтянутый кожей. Хуже того, я увидела человека морально сломленного, практически мертвого. Он ни во что не верил и ни на что не надеялся.

14 мая 2009 года я пришла к британскому послу в Ташкенте, Иану Келли, прося его о помощи в освобождении моего мужа, невиновного человека, бывшего работника правительства Великобритании. Но от него не последовало никакой реакции на мои просьбы. В декабре 2009 года, после того, как я опубликовала информацию о пытках моего мужа, сообщив о них местной правозащитной организации, меня пригласили в посольство для короткой встречи с новым послом Рупертом Джоем, политическим сотрудником Ричардом Пайком и пресс-секретарем посольства Леонидом Кудрявцевым. Посол сказал, что у них было «несколько возможностей» помощи г-ну Ортикову, но никаких серьезных шагов для освобождения моего мужа предпринято не было, и ни один сотрудник посольства или британского министерства иностранных дел не посетил моего мужа за время пыток в тюрьме и во время пребывания в тюрьме.

Два года я боролась с крайним произволом узбекского руководства. Благодаря усилиям «Хьюман райтс вотч» и международным СМИ 4 мая 2011 года мой муж Каюм Ортиков был в конце концов освобожден из тюрьмы. В процессе всего этого он полностью потерял здоровье. 

Словами невозможно передать ужасы, которые наша семья испытала за эти годы.

Для нашей безопасности и в поисках спокойной, нормальной жизни мы вынуждены были бежать из Узбекистана и с ноября месяца находимся за его пределами.

В апреле 2013 года УВКБ ООН предоставило нам статус беженцев. Наша финансовая ситуация довольно тяжелая. Мы еле сводим концы с концами, даже у наших детей налицо признаки стресса. Чтобы как-то выжить, мы вынуждены всех просить о помощи.

Мы обращаемся к вам за помощью. Пожалуйста, посодействуйте нашему переселению в Великобританию, где мы смогли бы жить спокойно и начать приходить в себя после кошмара, перенесенного в результате действий узбекских властей.

Спасибо Вам за внимание.

С уважением,

30 JUNE 2013